Древолюция 2018, тема: укрытие
Объект "Оглушенные"
Локация: д.Асташово, Костромская обл.
Заказчик: практикум "Древолюция-2018"
Статус: реализация
Описание:
Церковь – укрытие, духовное пристанище человека. Это место, в котором можно укрыться не только от материальных опасностей, но и от рутинных дум и чувств.
Выбрав местом проектирования разрушенную церковь, мы изучили историю этого места. До 1764г. на этом месте существовал монастырь Великая пустынь, основанный преп. Авраамием Чухломским во 2-ой пол. 14 в. В XVIII веке монастырь был упразднен и стал приходской церковью Ризоположения. Разобрав библиотеку терема, пообщавшись с местными жителями, мы обнаружили и другие объекты с похожей судьбой. Разрушенные церкви, вымершие деревни – все это результат человеческого равнодушия. Проблема утраты исторического и культурного наследия, исчезновение любых напоминаний о жизни до нас по-настоящему пугает и заставляет задуматься.
В основе концепции арх-объекта лежит история монаха Авраамия Чухломского. Стремясь к совершенному безмолвию преп. Авраамий отправился в пустынное место близ Чухломского озера и основал там монастырь и храм. Когда обитель укрепилась, он поставил вместо себя своего ученика, а сам удалился в поисках уединенного места. Так возникла обитель в честь Положения Ризы Божей Матери. Преп. Авраамий дважды удалялся в глухие места, после того как к нему вновь собирались безмолвники.
Аскетизм, минимализм и чистота решений-определения, которые лежат в основе формообразования элементов. Образ укрывающегося в церкви монаха – куб между вратами и колокольней, а ряды скамей – ученики, которые следуют за ним. Подходя ближе к церкви все больше открывается вид на глубину её внутреннего пространства. Ряды лавок расположены таким образом, что человеку, ступившему за ворота, приходится выбирать: столкнуться с пугающей действительностью, не имея зрительных преград, или спрятаться за спинами попутчиков. Выбирая место, человек отвечает на вопрос: «готов ли я увидеть это?». Те, кто решились, проходят дальше и погружаются во внутреннее пространство. Погрузившись в атмосферу разрушенной и забытой церкви, путник, идущий обратно, задается вопросом «готов ли я смириться с этим?»
Все элементы расположены в системе визуальных осей, которые сходятся в центре куба. Он в свою очередь является уникальной смотровой точкой, в которой пространство внутреннего двора воспринимается в полном объеме. Группа скамей выполнена в трех типах по высоте, но ни на одну из них нельзя сесть, можно лишь слегка опереться.
В процессе воплощения идеи проект становился более осознанным. Белый цвет был выбран как символ чистого и духовного. Стараясь максимально органично вписать объект в среду, мы добавили земляной пигмент для придания эффекта старины.